Резьба по дереву рисунки: резка руками, мастер класс, уроки резчика по вырезанию

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.

В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

Инструмент Предназначение
Ручная дрель Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеров Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топор Срубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистости Шлифовать изделия
Струбцина Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Разновидности резьбы по камню

Резьба сквозная

Сквозная (ажурная) резьба делится на типы: сквозную и накладную, и подразделяется на подтипы:

  • резьба прорезная (сквозные части прорезают с помощью стамески и резца);
  • резьба пропильная (в основном то же что и прорезная, но сквозные участки пропиливаются с помощью пилы или лобзика).

При обработке древа прорезной резьбой полностью удаляется древесина и фон по границам узора, древесина может быть, как плоской, так и ажурной. Главное отличие между ними – в ажурной резьбе узоры разной высоты и обработанные края.

Данный метод широко используют при изготовлении рам, дверей, различных накладок, предметов мебели и элементов декора.

Процесс резьбы

Подготовка к работе

Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.

Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:

Эскиз рейной совы

  • На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» – нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
  • Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.
Популярные статьи  Ремонт трещин в дереве

Эскиз, пластилиновая модель и подготовка формы

  • Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
  • Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.

Черновая обработка

Инструкция по черновой обработке будет следующей:

Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.

Фото результатов черновой резьбы

  • Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
  • Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
  • Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.

Выполнение основных форм

Чистовая обработка

После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.

Некоторые детали вырезаются отдельно

Чистовую обработку выполняем таким образом:

  • На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
  • Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
  • Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.

Проработка мелких деталей очень важна

  • Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
  • Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
  • На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.

Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.

Отделка фигурки

Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:

Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.

Лакированное изделие после шлифовки

  • Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
  • Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
  • Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.

Изучаем работу с трафаретами и эскизами для резьбы по дереву

Для художественной резки мало просто скопировать чей-то рисунок: необходимо подогнать его под себя, правильно расположить на заготовке и, конечно, аккуратно выполнить резьбу по шаблону.

Как подогнать эскиз для резьбы по дереву под свои нужды?

Для начала необходимо найти в интернете, книгах или других источниках подходящий орнамент. Новичкам имеет смысл упростить эскиз и опустить слишком мелкие сложные детали. Кроме этого, используя любой графический редактор, нужно изменить размер до необходимого. Размер и частота узора зависит от таких параметров, как величина и назначение декорируемой поверхности. Если речь идет о перилах на лестнице, можно сделать узор покрупнее, чтобы он был виден и понятен издалека. Ну а шкатулку или рамку следует сделать с более мелкими, кружевными вырезами, чтобы ее хотелось рассматривать как можно дольше.

Следующим шагом будет распечатка подходящего именно Вам шаблона.

Как перенести трафарет для резьбы на деревянную заготовку?

Сделать это можно несколькими способами:

  • Перевести, используя копировальную бумагу
  • Положить распечатку на заготовку, сделать проколы в углах и изгибах, после чего соединить точки карандашом
  • Вырезать из картона трафарет, обвести его по контуру.
  • Прикрепить шаблон на дерево, далее вырезать прямо по нему фрезером или лобзиком

Порядок работы

Чтобы получить качественное изделие и минимизировать образование дефектов, требуется медленно выполнять работу, сосредоточиться на процессе. Перед началом работы рекомендуется убедиться, что толщина фанеры равна высоте паза на распечатанном эскизе.

Подготовка трафарета

Схемы для выпиливания инструментом могут быть различного размера. Для создания чертежа предмета интерьера, например полки, потребуется использовать ватман формата А1 или А0, а для игрушек можно использовать стандартный лист картона.

На поверхность наносится контур изделия с соблюдением точных размеров. Шаблоны для выпиливания ручным лобзиком можно найти на специальных ресурсах. Но проще придумать свои композиции исходя из типа заготовки. Индивидуальный подход к разработке схемы изделия позволит подчеркнуть текстуру дерева.

Перенос изображения на поверхность фанеры или досок

Чтобы качественно нанести контур на поверхность фанеры или древесины, распечатывайте шаблон на плотной бумаге. Перенос рисунка с чертежа формата А4 может доставить много хлопот, если рисовать орнамент карандашом.

Чертеж можно приклеить к фанере 2-сторонним скотчем. При использовании клея требуется очистить поверхность с помощью наждачной бумаги. Доступный способ предусматривает использование трафарета, изготовленного с помощью маникюрных ножниц. После подготовки шаблон прикладывают к поверхности и обрисовывают карандашом каждый фрагмент.

Для удобства лист закрепляют скотчем или изоляционной лентой. Рисунок можно нанести термическим способом. Для этого используется струйный принтер, с помощью которого распечатывается схема. После этого рисунок прикладывается к поверхности лицевой стороной и обрабатывается разогретым утюгом.

Технология процесса пиления

Выпиливание из фанеры проводится после нанесения чертежа на заготовку. Обработку начинают с внутренних элементов изделия, а затем выпиливают внешний контур. Такой порядок выполнения работ позволяет получить ровную линию, обеспечивает удобное закрепление заготовки.

Отверстия под полотно нужно сверлить в острых местах внутреннего контура. Это требует внимания, поскольку с тыльной стороны могут образоваться сколы. Чтобы избежать этого, рекомендуется не полностью делать отверстия.

Ограничить глубину можно с помощью изоляционной ленты, которой обматывают сверло. После этого переворачивают заготовку и обрабатывают отверстие шилом. После окончания работы изделие шлифуют с помощью напильника или надфиля.

Выпиливание ручным инструментом требует оборудования специального станка со струбциной. Это приспособление используется в качестве основания. При обработке заготовку закрепляют на уровне груди, что обеспечивает удобство и позволяет внимательно следить за процессом.

Для начинающих важно в процессе использования лобзика соблюдать аккуратность, чтобы отработать плавные движения. Режущее полотно для лобзика хрупкое, поэтому рекомендуется избегать перекосов, резких движений, перегрева

Популярные статьи  Манеж из дерева своими руками

При обработке заготовки движения должны быть возвратно-поступательными, а инструмент необходимо расположить вертикально. Применение электрического лобзика требует закрепления заготовки к верстаку. При использовании этого оборудования можно обрабатывать заготовки толщиной 5 см.

Дефекты в работе

При нарушении технологии обработки заготовки возможно смещение инструмента. Лобзик может пилить криво при наклоне инструмента или неправильном креплении. Если лезвие застряло на этапе формирования фигурных элементов, то потребуется аккуратно вести новую линию, расположенную параллельно фрагменту с дефектом.

Скульптурная резьба

Отличительной чертой данной резьбы является, конечно же, факт наличия скульптуры – могут быть изображены как отдельные фигуры, так и несколько фигур рядом, это могут быть люди, животные, птицы или другие объекты. По сути, этот вид определяют, как самый сложный, потому как от мастера требуется объемное видение будущей фигуры и умение сохранять нужные пропорции.

Для создания элементов декора, а также для украшения изделий, изготовленных из дерева, активно используется каждый из описанных способов. Художественная или декоративная резьба, которая была выполнена вручную, с легкостью заполнит интерьер дома утонченной и уникальной атмосферой, придаст уют и гармонию.

Основы геометрической резьбы по дереву

Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.

Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.

Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.

Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.

Основные узоры

Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:

  • двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
  • трехгранная клинорезная (треугольники);
  • четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
  • криволинейная (скобка, спираль, круг).

Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.

Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.

Немного о технике безопасности

Лобзик для фигурного выпиливания представляет собой дугообразную раму. Инструмент снабжен ручкой, 2 креплениями под режущее полотно, которые позволяют вырезать узоры разной сложности.

В зависимости от типа работы выбирают различные насадки. Для выпиливания контуров используются толстые пилы, а для ажурной работы применяются тонкие полотна. Механизировать процесс обработки заготовок можно с помощью электрического инструмента. Для ускорения процесса отдельные модели снабжаются механизмом с маятниковым ходом.

Стационарный электрический инструмент, который монтируется на статичной поверхности, по принципу действия напоминает швейную машинку. Использование оборудования этого типа исключает погрешности перпендикулярного среза.

Выпиливание лобзиком требует соблюдения правил безопасности. Рабочее место должно быть правильно оборудовано. При работе рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты.

История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.

Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.

Этапы работы

Применение трафаретов значительно экономит не только время, но и ваши силы. Это не значит, что их использование обязательно, однако они могут помочь создать красивые наличники на окна своими руками. На первом этапе домовая резьба включает в себя подготовку и сборку основной рамы, размеры которой должны совпадать с периметром окна. Наличники не могут быть препятствием для открывания створок под девяносто градусов и должны скрывать щель, образовавшуюся между оконной рамой и стеной.

Второй этап – создание трафарета из плотного картона, который потом переносится на древесину. Делать это стоит довольно аккуратно, обводя четко контуры и узоры трафареты. Если не удается выполнить всю работу кропотливо и терпеливо, можно использовать копирку.

Третий этап включает в себя выпиливание лобзиком всех необходимых деталей, узоров, а также орнаментов

Очень важно, чтобы внешняя часть рисунка проходила по краям заготовки

На четвертом этапе прорезная резьба по дереву представляет собой создание внутренних узоров, которые включают в себя неминуемые повороты полотна пилы. Для более удобного выполнения вначале создаются параллельные надпилы.

После того как все изгибы выпилены, резные наличники на окна своими руками можно считать готовыми.

Не менее важным является еще один этап, включающий в себя обработку древесины, которая позволит изделию увеличить срок эксплуатации.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Техника резьбы

Чтобы получить красивые комбинации на деревянном изделии, отдельные элементы рисунка, к примеру, треугольники или квадраты, должны быть полностью схожими по точности, размерам и глубине плоскостей.

Только в таком случае может получиться орнамент – равномерно расположенный на поверхности рисунок. Увидеть его геометрической вязью с перемежающимися квадратами, поделенными на треугольники, можно на старых прялках.

Чтобы выполнить геометрическую резьбу на поверхности однородной древесины, можно взять несколько мелких стамесок и один резак с рабочей частью шириной 2 мм.

Популярные статьи  Миниатюрный молоток с деревянной ручкой

Инструкция следующая:

  1. Прежде чем приступать к работе, на заготовку нанесите линии разметки, отметив циркулем-разметчиком поля с каждой стороны. Полученную прямоугольную плоскость разделите на несколько отрезков и при помощи линейки проведите линии.
  2. Размеченную заготовку закрепите торцом к опоре, придержите ее для устойчивости левой рукой.
  3. Установите вертикально к заготовке резак.
  4. Начните прорезать линию глубиной 1,5-2 мм, двигая резак от противоположного края к себе.
  1. Резак ведите на себя под углом 30-40˚ с небольшим наклоном вправо. Чтобы во время работы не было сколов, и инструмент не вилял, пятку резака слегка приближайте к заготовке. Однако внимательно следите, чтобы она не «зарывалась» в доску.
  2. Надрезка – первый проход резака по отмеченной карандашом линии. Движение резака под конец линии слегка задержите, приподняв пятку, чтобы закончить линию точно у отметки поля.
  3. Разверните заготовку влево и по той же лини проведите резаком, но уже с другой стороны. Такой прием получил название подрезки. Результатом надрезки и подрезки будет ровная канавка треугольного сечения.

Поперек волокон:

  1. Разметьте заготовку таким же способом, как и предыдущий, только поперек волокон.
  2. Старайтесь линии располагать параллельно торцу заготовки.
  3. Доску разворачивайте длинной стороной к себе, фиксируйте и придерживайте для устойчивости левой рукой.
  4. Надрезку делайте резаком под углом в 45˚, после чего заготовку разверните и сделайте подрезку.

Шашечки:

  1. Совместите между собой параллельные и поперечные линии, чтобы создать простой рисунок – шашечки. При этом соблюдайте точное расстояние.
  2. Сделайте надрезку сначала по линии волокон, при этом инструмент проводите немного правее разметки.
  3. Разверните заготовку и произведите подрезку.
  4. В аналогичном порядке проведите подрезку и надрезку поперек волокон резаком.

Схема составления рисунка шашечки

Такая техника позволяет украсить деревянную поверхность орнаментом из правильных квадратов-шашечек. Узор нередко используют для украшения крышек различных сундуков или ларей.

Следующий способ – нарезание прямых параллельных линий под углом и диагонально к краям заготовки. Можно делать разные углы, чтобы получались пологие или остроугольные узоры.

Схемы геометрической резьбы по дереву в виде сетки

Перпендикулярные линии такого типа при пересечении формируют узор из повторяющихся ромбов или квадратов, который носит название сетки. Начальные линии надрезаются на деревянной поверхности справа налево, затем заготовка переворачивается и проводится вторая надрезка, но в обратном направлении – слева направо.

Подрезка осуществляется в аналогичном порядке. Корректное расположение резака влияет на правильность проведенных линий резьбы, аккуратность и эстетичность готового узора. (См. также статью Лобзик по дереву: особенности.)

https://youtube.com/watch?v=QMbUMoKThpM

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия

В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка. Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Резьба по дереву рисунки: резка руками, мастер класс, уроки резчика по вырезанию
Чаша из дерева и эпоксидной смолы