Обновляем деревянные доски: декупаж без грунтовки

Содержание

Подготовительные работы

Запомните, что красивый декупаж салфетками получится, если основа, на которую клеятся салфетки, хорошо подготовлена. Она должна быть максимально ровной, без бугорков, ямочек, щелей, трещинок.

Для каждого основного материала следует проводить свои подготовительные работы.

  • Дерево перед работой избавьте от сучков, веток, обработайте поверхность грубой наждачной бумагой и закрепите эффект мягкой. Загрунтуйте заготовку. Это нужно чтобы выбранный вами орнамент лег ровно и не пошел пузырями.
  • Чтобы рисунок не сполз стекло или пластик стоит хорошо обезжирить спиртом или средством для мытья посуды.
  • Подготовка к декупажу металлической поверхности схожа со стеклом или пластиком. Более тщательная подготовка проводится в тех случаях, если на металле образовалась коррозия, она же ржавчина. Ее нужно будет обязательно убрать, иначе на орнаменте проявятся отвратительно грязно желтые пятна.

Рисунок покрывается лаком для надежности.

Обратите внимание! Не важно, какой материал вы выбрали в качестве основы, обязательно после грунтовки покрасьте заготовку белой краской, тогда рисунок проступит ярче

Грунт для декупажа по стеклу. Когда нужно шкурить грунт для декупажа?

Ответ на этот вопрос я давала в статье «Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3» . После первого слоя на дереве шкурим всегда, чтобы убрать поднявшийся ворс. После второго – по необходимости, если хотим получить идеально ровную поверхность. Подтеки и неаккуратные следы кисти тоже шкурим всегда.

Про количество слоев грунта я также уже писала в статье про подготовку деревянной поверхности. Однако эти советы применимы не только по отношению к дереву, но и к другим поверхностям, поэтому цитату все-таки приведу:

  • Если мы планируем потом красить поверхность (т.е. грунтовка под покраску) – нужен 1 слой грунта.
  • Если у нас пестрая и не очень светлая салфетка (или мотив на тонкой бумаге, рисовая карта, распечатка на кальке), то хватит 1-2 слоя грунта. Если даже будут заметные следы кисти, они сольются с пестрым рисунком и видны не будут.
  • Если салфетка просто светлая, без белых участков , то старайтесь изначально грунтовать как можно ровнее, тогда хватит 2-3 слоя грунта, чтобы следы кисти не просвечивали через салфетку.
  • Если салфетка у нас на белом фоне и основной фон мы будем делать белым , а работа у нас без старения, то грунт одновременно будет являться основным фоном. В этом случае нам нужна идеально белая поверхность, и, следовательно, 3-4 слоя грунта, не меньше.
  • Но если мы делаем основной фон белым, а работа у нас под старину – «старинная вещь из дерева, окрашенная в белый цвет, потемневшая от времени» , то хватит и 2, максимум трех слоев. При этом неровное прокрашивание с соблюдением всех правил будет выглядеть, как состаренная поверхность, т.е., собственно потемневшая от времени краска на старой древесине. Если на дереве у нас еще и рисунок есть, или чередование темных и светлых участков – это тоже плюс.

Необходимые материалы для росписи

То, чем вы будете расписывать тарелки, зависит от техники росписи, которую вы избрали. Быть может, вам нравятся традиционные русские хохлома и гжель, а может быть, интересной будет техника тиффани (трехмерная роспись) или цельная композиция. В последнее время в фаворе и леттеринг на тарелке, когда на нее наносятся слова и надписи.

  • Спирт или обезжириватель – без него работы не начать.
  • Краски. Два предпочитаемых варианта: акрил и витражные краски. Акрил нужно покрывать лаком, если вы помоете расписную тарелку, вся краска сойдет. Витражные краски требуют последующего запекания.
  • Маркеры. Подойдите в магазин товаров для творчества, там вы найдете неплохой ассортимент художественных маркеров. Работать с ними одно удовольствие, а если вы изначально практикуетесь на бумаге, и уже «набитой рукой» переносите свой рисунок на посуду, шансы на отличный результат высоки.
  • Кисти. Для росписи используется синтетика. В принципе, двух-трех кистей разного размера для начала хватит. Обязательно должна быть в наличии острая тоненькая кисточка с длинным волосом.
  • Лак. Проще работать с аэрозольным бесцветным лаком.

Это основа, с которой вы сможете воплотить в жизнь немалое количество творческих задумок. Роспись керамики очень нравится детям: они просто обожают расписывать тарелочки. И необязательно рисунок на посуде должен быть сложным и детализированным. Если малыш нарисовал то, что умеет, от души и честно, эта тарелочка еще долгие годы будет прекрасным напоминанием о первых художественных начинаниях ребенка.

Декупаж на дереве — 120 фото интересных работ и их реализация

Французским словом декупаж (вырезка) называется метод нанесения вырезанных из бумаги рисунков на предметы быта. Массовое увлечение этим видом домашних поделок началось еще в XVII веке, тогда и было налажено производство специальных, отпечатанных на рисовой бумаге картинок с различными сюжетами, которые и становились заготовками для декупажа.

Причудливые законы моды перенесли эту технологию в массовое производство двадцатого века. Аппликации на мебели, сумках, посуде, сувенирах и более примитивный вариант – переводные картинки, заполонили полки магазинов по всему миру.

Между тем, традиционная техника декупажа, как вида прикладного искусства не теряет свое неповторимое очарование. Это доступное всем увлечение открывает простор для реализации творческого потенциала, ведь даже используя стилизованные картинки можно создавать уникальные и неповторимые композиции по своему вкусу.

Мастер-класс декупажа, как правило, начинается с освоения бумажной аппликации на ровной поверхности дерева. Этот наиболее эстетичный вариант позволяет освоить основные фазы работы и приобрести необходимые навыки, которые в дальнейшем позволят расширить применение технологии.

Первая проба

Декупаж из подручных материалов – лучший вариант для начинающих. Предметом оформления может стать крышка шкатулки, разделочная кухонная доска, сидение табуретки или полочка. Обработка выпуклых деталей и углов требует опыта, поэтому первая проба делается на ровной и небольшой поверхности.

  • Салфетки с рисунками наиболее капризный материал, но в процессе его освоения можно разобраться во всех тонкостях декупажа на дереве, главное правило которого – обеспечить полное сцепление, бумага должна буквально слиться со структурой фона.

При этом, в качестве клея можно использовать обыкновенный ПВА или специальные клеи для аппликации, некоторые из которых обеспечивают сцепление при нагреве.

В большинстве инструкций для начинающих предлагается сначала нанести фоновую краску, затем подчистить нужные для склеивания участки при помощи наждачной бумаги. Этот метод вполне оправдан, когда поверхность покрывается тонким слоем белил, с имитацией старины.

Популярные статьи  Светильник из бутылки и дерева

Альтернативный вариант – аккуратное подкрашивание свободных участков по краям после аппликации. Такая последовательность подойдет в случае, если задумано расположить рисунок на насыщенном фоновом цвете.

Самый ответственный этап – перевод картинок (в профессиональном сленге их называют «мотивами») и заклеивание. Это простейшее по сути действие обросло разнообразными приемами.

Так, например, для того, чтобы исключить образование морщинок и обрывов, мотивы равномерно замачивают и помещают на пленку, которую затем прикладывают к дереву. Небольшие погрешности можно устранить легкой шлифовкой или подкраской.

Покрытие лаком — обязательный заключительный аккорд. При этом можно выбрать матовые и глянцевые лаки для мебели или дерева с различными режимами высыхания и защиты, используя их по инструкции.

Подготовка материалов

Принято считать, что декупаж вручную применяется для обновления внешнего вида старых вещей или маскировки повреждений. В качестве материала для декора с аппликациями рекомендуется также использовать вышедшие из употребления вещи и посуду (бутылки, банки, ящики, доски и части мебели).

Но при этом надо учесть, что для декупажа из дерева нужна кондиционная заготовка с идеально ровной поверхностью. Поэтому при вторичном использовании необходимо очистить поверхность от красок и лаков, затем тщательно отшлифовать и покрыть грунтовкой. В случае, если берется новая доска будет достаточно загрунтовать поверхность белой краской при помощи губки.

Использование салфеток требует терпения и аккуратности. Нужно вырезать нужный фрагмент по контуру, затем отделить внешний слой. Начинающие могут облегчить задачу, закупив готовые вырезные картинок из плотной бумаги или принты для декупажа на дереве.

Преимущества декупажа

Этот уникальный метод декорирования, который не требует наличия особых инструментов или станков, гарантируя качество и разнообразие наносимых рисунков. Он одинаково востребован и домашними умельцами, привыкшими все делать своими руками, и творческими людьми – художниками и дизайнерами, которые экспериментируют в различных стилях, комбинируя живопись с аппликацией.

Декупаж на дереве хорошо выглядит не только на фото, покрытия сделанные этим способом долговечны и не нуждаются в особом уходе.

Устраняем огрехи

Даже у опытных мастериц случаются осечки, но не стоит переживать, их легко исправить или предотвратить. Если вы декорируете изделие мелкими фрагментами рваных салфеток, то разгладьте еще влажную бумагу пальцами или мокрой кисточкой, это поможет предотвратить заломы при высыхании. Заметили неоднородный цвет на фоне? Не беда! Смело разводите краску с водой до нужного оттенка и исправляйте эту погрешность. На высохшей работе появились бугорки и неровности? Аккуратно зашлифуйте работу мелким абразивом и покройте несколькими слоями лака.

Если на работе не хватает деталей, то на помощь придут акриловые краски и тонкие кисточки.

Следующим шагом стоит оформить края готового изделия. Кто-то предпочитает закрашивать их краской под цвет фона, кто-то темной контрастной, а смелые рукодельницы заворачивают края салфетки на боковинки.

После этого стоит тщательно просушить изделие, процесс можно немного ускорить с помощью фена, но держите агрегат на большом расстоянии от работы, постоянно меняйте направление потока воздуха, чтобы изделие просохло со всех сторон.

После этого, стоит оставить работу на ночь, чтобы все слои прочно и наверняка схватились между собой.

Важно! Помните, что половину ошибок можно предотвратить правильной техникой и подготовкой рабочей поверхности

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Плюсы и минусы самодельного грунтующего состава

Основой самодельной грунтовки служит клей ПВА, который является водной эмульсией поливинилацетата. ПВА используется для склейки различных материалов из древесины и картона. При нанесении на поверхность клей высыхает и образует плотную пленку. При изготовлении грунтовки клей разводится водой, поэтому пленка на обрабатываемой поверхности получается тонкая. При толстом нанесение клеевая грунтовка плохо впитывается и образует толстую не ровную пленку, которая со временем легко отслаивается вместе с краской. Грунтовка на основе ПВА обладает плюсами, которые присущи готовым профессиональным средствам:

  • Повышается адгезия.
  • Древесина получает дополнительную защиту от воды.
  • Краска ложится ровнее.
  • Расход декорирующего состава сокращается.
  • Грунтующий состав имеет невысокую стоимость.

Несмотря на массу плюсов, у самодельный состав имеет минусы. Поэтому использовать самоделку на основе ПВА рекомендуется только в случаях экономии. Из минусов выделяются:

  • Грунтовка недостаточно глубоко проникает вглубь дерева и улучшает структуру всего на 0,2%. Если говорить о других материалах, которые не обладают гигроскопичностью древесины, то покрытие ПВА малоэффективно.
  • Не обладает антисептическими свойствами. Древесина боится плесени и грибка, а ПВА не сможет противостоять размножению микроорганизмов.
  • Со временем клей изменяет свой цвет, желтеет и если покрыть древесину светлой краской или лаком, то внешний вид отделки будет испорчен.
  • Покрытие боится пара и воды. Не рекомендуется использовать для покрытия стен, полов и потолков в сырых помещениях и банях.

Некоторые минусы можно избежать если знать тонкости работы. Ниже мы расскажем об этом. Но большинство минусов исправить сложно, поэтому способ грунтовки на ПВА экономичный, но не всегда эффективный. На исправление недочетов уйдут средства, которые удалось сэкономить во время ремонта. Поэтому необходимо несколько раз взвесить все за и против. В большинстве случаев выгоднее сразу использовать профессиональную грунтовку по дереву. Для любителей экономить приводим таблицу, где подробно раскроем секрет решения некоторых проблем:

Минус Способ решения
Низкие антисептические свойства Повысить антисептические свойства клеевой грунтовки можно, добавив в состав немного хлорамина или “Белизны”, извести. Но пары хлора вредны, поэтому работу проводятся в вентилируемом помещении или на улице. Известь экологичнее, но адгезия с лакокрасочным материалом будет ниже. Соотношение: на 1 л готовой грунтовки 50 г Белизны.
Плохая проницаемость. Повысить проницаемость в древесину можно, добавив в состав небольшое количество жидкого стекла. Соотношение на 1 л грунтовки 30 г жидкого стекла.

Подходит грунтование при помощи ПВА под покраску древесины недорогими красками темных тонов. На светлых тонах со временем появляются желтые пятна, краску придется счищать, древесину по новой обрабатывать. Совсем не рекомендуется использовать грунтовку под лаки. В этом случае берутся различные пропитки, которые не вредят внешнему виду и не испортят естественный рисунок дерева.

Популярные статьи  Интересный проект стола со среза дерева и эпоксидки

Техника декупажа «вживления салфеток в дерево»

Это более сложная техника, для использования которой при декорировании деревянных изделий потребуются дополнительные материалы:

  • воск;
  • ткань для полировки вощенной поверхности;
  • газовая горелка для обжига;
  • металлическая щетка.

Такая техника декупажа выполняется на основе брашировки древесины – искусственного старения поверхности. Сначала подготавливается деревянная поверхность, которой придается антикварный вид.

Для этого лицевую сторону дерева обжигают горелкой, потом удаляют часть обгоревшей поверхности и проводят брашировку: обработку дерева металлической щеткой, которую с легким нажимом перемещают вдоль волокон древесины.

Таим способом удаляется верхний слой мягких древесных волокон, за счет чего фактура дерева делается более четкой и рельефной. Обработка щеткой напоминает выскабливание дерева.

Делать такую операцию следует осторожно, иначе можно повредить деревянную заготовку

После завершения браширования нужно отшлифовать дерево наждачкой разной зернистости, предварительно обработав поверхность морилкой или лаком. Шлифовка также должна проводится вдоль волокон древесины.

После такого состаривания дерева начинают втирать воск. Когда вощение будет закончено, нужно прошкурить поверхность и отполировать.

Затем можно приклеивать бумажные картинки, нанося на них клей. Когда бумажный декор будет полностью нанесен, поверхность высушивается и покрывается акриловым лаком. Можно также использовать технику кракелюр – создание мелких трещинок, имитирующих состаренную лакокрасочную поверхность.

Для этого можно использовать специальный кракелюрный лак.

День четвёртый – покрыть акрилом и зашкурить

Когда подрисовка высохла – покрыла декупаж доски для кухни несколькими слоями акрилового лака – теперь краски защищены от дальнейшей работы и если, следующий этап у нас не получится – можно будет все протереть и сделать заново.

Когда лак высохнет – тщательно зашкурьте поверхность доски наждаком, чтобы она стала гладкой.

Между желтым и оранжевым фоном на салфетке была черная перфорированная полоска, чтобы её продолжить – ставьте точки черным акриловым контуром. Чтобы ряд получился ровным, можно делать это с помощью линейки (только следите, чтобы контур не касался самой линейки и не размазался).

Подготовка материалов

Потребуется:

  • заготовка;
  • средства для покрытия;
  • материалы для декупажа.

Заготовка

Подойдет отрезок доски небольшой толщины. Если изделие нужно вешать на стену, используется нетолстый срез. Если обрабатываемое изделие — часть мебели (спинка стула, стенка комода, шкатулка и прочее) или отдельный предмет, толщина не имеет значения.

Деревянная плоскость должна быть с минимальным количеством трещин и сучков. Трещины зашпаклевывают. Оставшиеся сучки используют как детали сюжета.

Доска должна быть ровной. Поверхность дерева стружат рубанком, зачищают наждачной шкуркой. Подходит брусок с двусторонним зажимом для наждачной бумаги (такой инструмент используют для затирки шпаклевки).

Можно обработать доску рейсмусом. Ширина проема небольшого станка — 330 мм.

Средства для покрытия

Древесину покрывают составами двух видов: акриловой краской, водным лаком. Выбирают средство, которое подходит под стиль изделия.

Водный лак

Это однородная дисперсия эмульгаторов и водяной пыли. Наносят кистью. После испарения воды образуется прочная прозрачная пленка. Если древесина ценной породы, слой лака подчеркнет структуру. Состав используют для создания декупажа на естественном фоне спила.

Акриловые краски

Когда нужно скрыть внешний вид доски, древесину покрывают акриловой краской. Кроме основной функции она выполняет роль грунтовки. Это водно-дисперсионный состав. Частицы пигмента находятся во взвешенном состоянии в водной среде.

После нанесения эмульсии на древесину вода испаряется. Остается эластичная цветная пленка. Она противостоит механическим воздействиям, ультрафиолету.

ПВА

Клей ПВА по своим характеристикам сходен с акриловыми красками и лаками. Водный раствор создает прочную пленку молочного оттенка.

Материалы для декупажа

Материалы для изображений на дереве — цветной или черно-белый рисунок, узор на бумажной, тканевой основе, фотография.

Бумага или салфетки

В магазинах можно приобрести наборы для декупажа с изображениями различных сюжетов на тонкой бумаге.

Часто используются салфетки, на верхней части которых нанесены картинки. Изделия состоят из одной лицевой части с рисунком и двух слоев чистой бумаги. Для работы два нижних листа аккуратно удаляют.

Ткань

Для декорирования используются различные аппликации из ткани. Материал подбирается тонкий. Это может быть шелк, батист и прочее. Ткань и фольга подходят для создания оригинальных мотивов.

Мастер-класс по декорированию разделочной доски в технике декупаж

После освоения метода декпажа можно попробовать сделать свою первую работу. Новичкам стоит выбирать небольшие изделия с плоской поверхностью для декорирования. Лучше всего для этого подходит разделочная доска из дерева.

Для работы потребуется подготовить:

  • разделочную деревянную доску;
  • белую грунтовку для древесины;
  • бумажные трехслойные салфетки;
  • клей ПВА;
  • губки;
  • кисточки;
  • акриловый лак и акриловые краски.

Если поверхность доски старая и загрязненная, ее следует ошкурить. Потом подготовленную заготовку грунтуют и сушат. Пока она сохнет, подбирают подходящий рисунок для декора. Для создания оригинального изображения можно совмещать фрагменты рисунков из разных салфеток, создавая оригинальные тематические картинки.

Белый слой грунтовки будет фоном для изображения. По краям его можно не закрывать наклеенными изображениями. Клей накосится кисточкой на бумажную картинку, а не на деревянную поверхность.

Когда все фрагменты изображения будут наклеены, нужно дать декору подсохнуть, а потом покрыть его акриловым лаком в несколько слоев. Оптимальным будет нанесение 5-8 слоев лака. Каждый слой следует хорошо высушить, прежде чем на него наносить следующий.

Освоив технику декупажа, можно своими руками преобразить жилое пространство в доме или на даче. Такой декор позволяет придать старой мебели эффектный внешний вид. С помощью декупажа можно создавать оригинальные предметы обихода, которые станут отличным подарком для близких и друзей. Те, кто всерьез увлечется таким прикладным творчеством, может превратить его в прибыльный бизнес.

https://www.youtube.com/watch?v=2ve0xStujLshttps ://www.youtube.com/watch?v=TZ6IwMNTwcY

Выбор покрытия

Современные производители предлагают широкий ассортимент материалов на любой вкус и кошелек. Рассмотрим основные особенности каждого из покрытий, прежде чем приступить к работе и покрасить стол.

Водно-дисперсионная акриловая краска. Она нетоксична, быстро сохнет после покраски, легка в эксплуатации. Справиться с ней и покрасить кухонный стол сможет даже непрофессионал, поскольку она равномерно ложится на поверхность. Если качественно покрасить стол не удалось, столешницу можно промыть холодной водой, но только до того как краска успеет высохнуть. После просушки деревянное покрытие становится невосприимчивым к влаге и не боится ультрафиолетового воздействия.

Алкидная эмаль. Материал подходит для наружных отделочных работ с деревянной поверхностью, поэтому подойдет для мебели, которая стоит на улице. Эмаль имеет большую цветовую палитру, может быть матовой или глянцевой, устойчива к агрессивным моющим средствам, морозам и попаданию прямых солнечных лучей. Обычно ее используют в аэрозоли, однако есть и жидкий вариант, чтобы покрасить стол

При работе следует обязательно надевать респиратор и находиться на улице либо в нежилом помещении, поскольку едкий запах после покрытия столешницы эмалью выветривается медленно
Чтобы покрасить стол алкидной эмалью без вреда для здоровья важно соблюдать такие меры предосторожности.

Нитроэмалевые краски. Очень токсичны, но быстро высыхают
Из достоинств можно выделить относительно низкую стоимость, а к недостаткам относятся низкие показатели термической стабильности, скорое возникновение трещин после покрытия в связи с попаданием ультрафиолетовых лучей

Популярные статьи  Как сделать стеллаж из дерева своими руками - подробный мастер-класс для начинающих

Покрасить такой краской можно тот стол, который большую часть времени находится в тени.

Масляная краска. Изготавливается на основе олифы, поэтому сохнет достаточно долго. Применяется при внутренних и наружных работах по деревянным изделиям. Покрывает поверхность тонкой пленкой, однако впоследствии быстро стирается и облущивается. Раньше масляная краска применялась повсеместно, однако сегодня, чтобы покрасить стол, применяют более качественные аналоги.

Сколько слоев грунта для декупажа нужно наносить?

Здесь все зависит от мотива. Чем больше слоев грунта, тем белее поверхность и тем меньше следов кисти. Чтобы поверхность была идеально белая, как правило требуется 4-6 слоев в зависимости от укрывистости грунта.

В этой части статьи под следами кисти я буду иметь в виду неровно прокрашенную поверхность, вот такую (в остальных случаях я, как правило, имею в виду следы, которые чувствуются наощупь, т.е. рельеф, который оставляют ворсинки кисти):

  • Если мы планируем потом красить поверхность (т.е. грунтовка под покраску) – нужен 1 слой грунта.
  • Если у нас пестрая и не очень светлая салфетка (или мотив на тонкой бумаге, рисовая карта, распечатка на кальке), то хватит 1-2 слоя грунта. Если даже будут заметные следы кисти, они сольются с пестрым рисунком и видны не будут.
  • Если салфетка просто светлая, без белых участков, то старайтесь изначально грунтовать как можно ровнее, тогда хватит 2-3 слоя грунта, чтобы следы кисти не просвечивали через салфетку.
  • Если салфетка у нас на белом фоне и основной фон мы будем делать белым, а работа у нас без старения, то грунт одновременно будет являться основным фоном. В этом случае нам нужна идеально белая поверхность, и, следовательно, 3-4 слоя грунта, не меньше.
  • Но если мы делаем основной фон белым, а работа у нас под старину – «старинная вещь из дерева, окрашенная в белый цвет, потемневшая от времени», то хватит и 2, максимум трех слоев. При этом неровное прокрашивание с соблюдением всех правил (см. статью «как наносить грунт» ) будет выглядеть, как состаренная поверхность, т.е., собственно потемневшая от времени краска на старой древесине. Если на дереве у нас еще и рисунок есть, или чередование темных и светлых участков – это тоже плюс. К тому же мы, как правило, на таких работах добавляем старение с помощью лессировок, патины или сухой кистью.

Шоу суги бан

Мировой термин того, что известно в Японии как яки-суги-ита (или просто якисуги), что дословно переводится как «обожжённая кедровая доска». Хотя в английском языке «sugi» в разговорной речи обозначает кедр, на самом деле это Cryptomeria japonica, вид семейства кипарисов, растущих в Японии.

Это нелогичная, но гениальная идея: жечь доски для того, чтобы сделать их огнеупорными. Если вы когда-нибудь пытались разжечь костёр, используя обугленные головёшки, то идея понятна. Сгорание уничтожает целлюлозу в древесине.

Это углеводы, которые любят насекомые, грибки и бактерии. Огонь делает пиломатериалы не интересными для вредителей и устойчивыми к гниению. Полученный угольный слой отталкивает воду и защищает от солнца. По некоторым оценкам доски, прошедшие этот процесс, могут служить 100 и более лет.

По степени обжига различают слабую, среднюю, сильную.

На фото: средняя и сильная – два образца снизу.

Брашировка мебели

Лучшая древесина – кедр, сосна, клён, дуб. Источник огня – газовая горелка. Покрытие – полиуретановый лак на водной основе, льняное или рапсовое масло. Доски должны быть сухими. При большой влажности вода выступит, будет кипеть под пламенем. Это оставит на поверхности не удаляемые пятна и полосы.

Обрабатывается сторона, противоположная ядру дерева: при повышенной влажности коробление практически незаметно. Все доски должны быть одинаково ориентированы: от комля к вершине или через одну в обратном направлении.

Склеенные между собой доски могут преподнести сюрприз: клей под огнём расплавится и оставит не удаляемые полосы. Его заранее надо механически удалить.

Этапы схожи с предыдущим способом.

Обжиг

Большая мебель требует хорошего пламени: обуглить поверхность надо до такой степени, когда верхний слой начинает отделяться

Зимнее годовое кольцо сгорает медленнее, чем летнее, поэтому особое внимание уделять равномерности сгорания

Ход горелки – сверху вниз и обратно. Равномерно перемещайте факел по дереву, удерживая огонь над каждой областью в течение примерно пяти – десяти секунд, пока она не станет чёрной. Все работы проводятся в хорошо проветриваемом помещении или на улице.

Удаление сгоревшего слоя

Используется стандартная деревянная щётка для браширования с проволочной щетиной. Удалите весь уголь, созданный паяльной лампой. Обязательно работайте вдоль годовых колец. Чистить надо до тех пор, пока вся угольная пыль не будет стёрта и откроется текстура древесины.

Процесс должен выявить насыщенный тёмный, коричневато-чёрный цвет.

Обеспыливание

Очень важный этап, от него зависит эстетическое восприятие готового предмета.

Используйте воздушный компрессор или влажную ткань. Первый экономит время, потому что вам не нужно ждать, пока дерево высохнет. Если применяете влажную ткань: просто вытрите всю поверхность и подождите, пока она полностью высохнет.

Защита

Такая же, как и для джин-ди-суги. Если изделие используется на открытом пространстве, обновление покрытия раз в 5-8 (в зависимости от количества осадков) лет.

Пиломатериал сильного обжига

Битумно-черные, чешуйчатые, как кожа аллигатора, стены, крыша, наличники, ограждения. Конечно, это привлекает архитекторов и дизайнеров. Кроме визуального эффекта, в этом есть практичное зерно: так японцы XVIII века защищали от пожара сараи с рисом.

Это уже не метод обработки древесины, а готовое изделие. Способы получения, применения в этом видео:

Из нюансов отметим, что сквозные несросшиеся сучки перед обжигом удаляются. В отверстие забивается деревянная пробка. На фото ниже из обожжённых со всех сторон досок устраивается кровля. Щели перекрываются такими же, но узкими рейками.

Теперь посмотрите на две доски: правая обработана горелкой, левая обожжена на костре.

Комментарий один: горелка годится только для удаления верхнего слоя и последующей обработки щёткой.

Для кровельных досок обжиг горелкой категорически не подойдёт.

Да, гидроизолирующий слой под рейками имеется. Но срок службы кровли, сопоставимый со сроком всего строения… В этом что-то есть.

К недостаткам якисуги надо отнести то, что материал пачкает – всё-таки это уголь. Но со временем дожди вымывают мажущие чешуйки. Отдельные кусочки могут падать и обнажать коричневое дерево: это место надо будет закрасить чёрной краской

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Обновляем деревянные доски: декупаж без грунтовки
Угловая деревянная мебель своими руками.