Выжигание по дереву на разделочной доске: инструменты, правила, эскизы

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого же раза не разочароваться в своих умениях, действуйте согласно инструкции. Не торопитесь: пирография требует внимания и усидчивости. Помните, что готовый узор нельзя стереть словно карандаш. В работе начинающего мастера не должно быть помарок или ошибок, иначе изображение будет выглядеть неаккуратно.

Следует подготовить все необходимое заранее:

  • электровыжигатель;
  • копировальная бумага;
  • рисунок, эскиз или фото узора;
  • доска;
  • мел;
  • вода;
  • подставка;
  • наждачная бумага.

Как выжигать по дереву?

Для начала убедитесь, что поверхность древесины подготовлена к выжиганию. Если доска не покупная, то её заранее обрабатывают наждачной бумагой. Далее следует развести в воде мел и натереть этой смесью поверхность, где будет изображение. Если вы работаете на готовой разделочной доске, то её обрабатывать не нужно.

Далее определитесь с рисунком. Желательно, чтобы он был с ярко выраженными контурами. Рисунки для выжигания по дереву можно найти в интернете или на сайтах по рукоделию — там есть фото на любой вкус. Это может быть что угодно: узор, пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная сцена

Если вы ходите украсить предметы быта, то обратите внимание на растительный орнамент. Новичку лучше выбирать иллюстрации попроще, постепенно переходя к более сложным

Далее рисунок переводится на поверхность доски при помощи копировальной бумаги. Тщательно прорисуйте все мелкие детали и линии. Если копировальной бумаги нет, то воспользуйтесь простым карандашом или процарапайте рисунок — на готовой работе этого видно не будет. Узоры для выжигания по дереву могут быть импровизированными, но не следует экспериментировать в первый раз, если вы не уверены в своих силах.

Обращайте внимание на цвет, глубину и ширину линий — это зависит от времени прожига. Если выжигаете впервые, то потренируйтесь на маленькой досочке, которую не жалко испортить, а уже потом переходите к подготовленной поверхности с нанесённым рисунком

Выжигать стоит начиная с контура, закрашивая и оттеняя отдельные фрагменты в самом конце.

Обратите внимание, что некоторые стилизованные рисунки выжигаются равномерно, то есть в результате у вас должна получиться двухцветная картинка. Другие же требуют соблюдения законов светотени — это делается светлыми штрихами при понижении температуры или уменьшении времени прожига

В первый раз следует выбирать самые простые картинки для выжигания по дереву, где отсутствуют сложные световые переходы.

Начинайте выжигать после того, как штифт будет достаточно раскалён — из него будет виднеться маленький язычок пламени. Если пламя угасает и вы почувствовали запах гари, то засорилось вентиляционное отверстие. При необходимости во время работы отчищайте штифт от шлаков — тогда он будет лучше функционировать. Чистить его металлическими бытовыми предметами не стоит, иначе он повредится.

Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.

В отличие от пиротипии (буквально: «огненная печать») эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный приём при гравировке по дереву, кости, коже [ источник не указан 3646 дней ] .

Пирограф (выжигатель) — прибор для выжигания по дереву, коже и другим материалам для создания художественного рисунка. Мастер, работающий в технике пирографии, называется пирографистом.

Как правильно выжигать по дереву

Пошаговые правила рисования пирографом: 1.    Перед началом выжигания тщательно отшлифуйте деревянную заготовку. 2.    При помощи копировальной или прозрачной папирусной бумаги прорисуйте на заготовке изображение, подобранное заранее. 3.    Насадкой для нанесения рисунка первым делом прорисуйте контур. Для прорисовки более темных элементов рисунка увеличьте температуру накаливания выжигателя. Если такой возможности нет, можно просто сильнее давить на перо. 4.    Прорисуйте мелкие детали. Еле заметные светлые детали можно рисовать с минимальным накалом прибора. Нанося изображение, плавно ведите рукой с выжигателем. Не останавливайтесь на одной точке, иначе она прогорит сильнее и будет выделяться. 5.    Заполните пустые участки. Чтобы «залить» элементы, поставьте штриховальную насадку. Ей можно быстро зарисовать белые пробелы. 6.    Отшлифуйте «грязные» части заготовки. После того, как картина закончена, вам может понадобиться стереть краску от копировальной бумаги или другие загрязнения. Сделать это можно при помощи наждачки. 7.    Готовую картину по желанию залакируйте. Так она надолго сохранит свой первоначальный вид.

Советы и секреты для начинающих

  • Делая первую точку, слегка подуйте на жало, и тогда начало линии получится плавным, и не будет выделяться.
  • Контуры старайтесь выполнять одной линией. Ведите наконечник медленно, чтобы не поцарапать дерево. Помогайте себе, перемещая сам материал.
  • Заливку лучше всего выполнять жалом, нагретым до средней температуры. Движения должны быть мягкими, круговыми. Если нагреть пирограф слишком сильно, то на дереве останутся черные глубокие борозды.
  • Периодически очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Это можно сделать обычной металлической губкой для мытья посуды.
  • Помните, что выжженную линию нельзя стереть, поэтому старайтесь вести ее очень аккуратно.
  • Если вам нужны толстые линии, ведите жало медленно. Тонкие линии рисуют быстро.
  • Чем сильнее нагрет пирограф, тем темнее получатся линии.
  • Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии используйте настольный вентилятор. Он будет периодически остужать жало, и цвет получится то темнее, то светлее. Будьте внимательны!

​ ​

Тема природы

Красота природы способна вдохновить любого творчески настроенного человека, и художники-пирографисты здесь не исключение. Черпая свои идейные замыслы из огромного натуралистического океана, они смело воплощают их в декорировании не только стен помещения, но и мебели, посуды, предметов обихода. Современные усовершенствованные инструменты позволяют говорить о таком направлении, как миниатюрная пирография.

Подобного рода украшения прекрасно будут смотреться на даче или в интерьере деревянных домов. Приверженцы естественного образа жизни и любители эко-стиля обязательно найдут немало интересных и оригинальных поделок как для себя лично, так и для привнесения дополнительного шарма в свое жилище.

Таким подарком можно удивить самого взыскательного ценителя красоты. Помимо этого, хобби может стать источником дополнительного дохода, если увлечение перерастет в серьезное занятие.

На просторах всемирной сети можно создать мини-сайт с предложением своих изделий или страничку на знаменитой «Ярмарке мастеров», выкладывая туда новинки.

Все будет зависеть от желания, умения, а главное — терпения в освоении искусства «рисования огнем».

Мастер-класс по выжиганию

Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

Выжигание поэтапно:

  1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).

  2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
  3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
  4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
  5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
  6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
  7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.
Популярные статьи  Декоративное дерево

В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

Подсказки новичку:

  • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
  • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
  • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
  • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).


Для первых работ рекомендуется выбирать простые изображения Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

Материалы для пирографии

Раз уж речь зашла о материалах, то стоит отметить, что выбор поверхности для выжигания — один из самых важных этапов. Ведь от их качества зависит конечный результат вашей работы.

При покупке древесины следует учесть несколько факторов:

  • дерево должно иметь однородную мелкопористую структуру — без заноз, трещин, царапин и других механических повреждений;
  • не рекомендовано отдавать предпочтение смолистым породам древесины;
  • цвет материала следует выбирать исходя из задуманного рисунка, но светлые оттенки всегда смотрятся более выигрышно;
  • более всего подходят твёрдые породы дерева;
  • поверхность материала должна быть чистой и ровной.
  • Кроме того, вид дерева зависит от изделия, на котором вы будете выжигать.

Лучше всего подходят:

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Русская история неразрывно связана с выжиганием. Достаточно вспомнить ремесленников в Сергиевом Посаде, вырезавших деревянные ложки, солонки, ковши, а затем украшавших их выжженными рисунками, орнаментами.

Изначально мастера использовали горелки и кочерги, пока в XX в. не появился первый аппарат – пирограф с паяльником. Конструкция была громоздкой, ею было не очень удобно работать. В 1962 году англичанин Рой Чайлд модернизировал выжигающую часть аппарата. В основе современных пирографов заложена та самая, первая, модель.

В конце 70-х – начале 80-х в СССР выжигание становится массовым юношеским хобби: открывается множество кружков, а приборы «Орнамент», «Силуэт», «Узор» появляются практически в каждом доме. В комплект к пирографу прилагались дощечки с готовыми рисунками: олимпийскими мишками, пейзажами и героями советских сказок.

В 90-х г. выжигание по дереву теряет популярность у населения, становясь уделом творческой интеллигенции: художников, дизайнеров, а на смену ему приходят игровые приставки и роботы.

Тема природы

Красота природы способна вдохновить любого творчески настроенного человека, и художники-пирографисты здесь не исключение. Черпая свои идейные замыслы из огромного натуралистического океана, они смело воплощают их в декорировании не только стен помещения, но и мебели, посуды, предметов обихода. Современные усовершенствованные инструменты позволяют говорить о таком направлении, как миниатюрная пирография.

Подобного рода украшения прекрасно будут смотреться на даче или в интерьере деревянных домов. Приверженцы естественного образа жизни и любители эко-стиля обязательно найдут немало интересных и оригинальных поделок как для себя лично, так и для привнесения дополнительного шарма в свое жилище.

Таким подарком можно удивить самого взыскательного ценителя красоты. Помимо этого, хобби может стать источником дополнительного дохода, если увлечение перерастет в серьезное занятие.

На просторах всемирной сети можно создать мини-сайт с предложением своих изделий или страничку на знаменитой «Ярмарке мастеров», выкладывая туда новинки.

Все будет зависеть от желания, умения, а главное — терпения в освоении искусства «рисования огнем».

Методы перенесения изображений

Среди выжигальщиков до сих пор идут споры по поводу нанесения рисунка на полотно дерева. Большинство склоняется к старому, испытанному временем способу — копировальному. Он больше подойдет для новичков и детей. Но профессионалы предпочитают альтернативный ему метод — штриховка по изнаночной стороне. Он имеет очень слабые, еле намеченные контуры, которые впоследствии сливаются с выжженными штрихами и не создают очерченности, выдающей дилетантство исполнителя.

Делается таким образом:

  • рисунок обводится на бумаге. В результате на оборотной стороне получается его обрисовка;
  • изображение переворачивается лицом вниз и, немного выходя за границы линий, грифелем производится штриховка по всей площади;
  • рисунок снова переворачивается лицевой стороной, а штриховкой прикладывается на основу. Закрепляется скотчем;
  • композиция очерчивается вновь, без усилия, чтобы не повредить бумагу;
  • По образовавшемуся грифельному отпечатку выжигается эскиз.

Еще один простой способ — продавливание по контуру:

  • прикрепить эскиз к дощечке или фанере;
  • ручкой без чернил, с нажимом средней силы провести по всем линиям;
  • на древесине останется оттиск, по которому нетрудно будет водить паяльником.

Умельцы, владеющие мастерством графического изображения, предпочитают делать набросок непосредственно на основе, без дополнительных линейных обозначений, довольствуясь только слабыми наметками композиционного расположения.

Желающие овладеть искусством пирографии могут попробовать любые приемы. И даже если получится совсем не так, как ожидалось — усердие и вера в себя приведут со временем к достойным результатам.

https://youtube.com/watch?v=Y7q94z0V3Oc

Originally posted 2018-08-29 11:06:13.

Рисунки узоров для рамок

Орнаменты содержат следующие элементы:

  • растительные;
  • комбинированные — растительно-животный мир;
  • религиозную, этническую, обережную символику;
  • геометрические.

Объединяющим их компонентом является ритмика узора.

Любые изображения в рамке всегда имеют завершенный, лаконичный вид. Изящно декорированные, они служат для оправы зеркал, фотографий, портретов, панно, поздравительных текстов, разделочных кухонных досок.

Важно знать о том, что искусство пирографии — очень кропотливое занятие. Нанесение таких сложных, витиеватых, повторяющихся рисунков требует повышенного внимания и старания

Можно рассмотреть на небольшом примере, как можно самостоятельно выжечь орнаментальную рамку.

Инструменты и материалы:

  • Выжигательный паяльник;
  • деревянная основа;
  • выбранный и распечатанный на бумаге эскиз рамки. (Удобнее использовать трафарет, так как это гораздо упростит работу. Узор не надо будет рисовать, только обвести карандашом по вырезанному контуру);
  • бумага копировальная любого цвета;
  • малярный скотч;
  • простой карандаш.

Поэтапное выполнение работы:

  1. Выбрать узор. Если он замысловат, то целесообразно будет изготовить трафарет. Для начинающих желательно использовать самые простые народные орнаменты с несложным геометрическим рисунком. Распечатать его.
  2. Подготовить деревянную поверхность. Убрать с нее все заусенцы, отшлифовать до гладкого состояния.
  3. На основу, скотчем по всему периметру, прикрепить копирку и сверху — сам рисунок;
  4. Аккуратно, без усилия обвести грифельным карандашом таким образом, чтобы на дереве остались только слабые отпечатки будущего изображения. Так результат работы будет выглядеть естественней.
  5. Удалить все бумаги. Включить пирограф и приступить к выжиганию.
  6. Совет: волокна древесины должны располагаться сверху вниз, то есть вдоль рабочей поверхности. Выжигательный наконечник тогда будет плавно скользить, не встречая препятствий на своем пути. Не стоит начинать водить им как ручкой или карандашом. Так работают только «продвинутые» мастера и специалисты. Новичкам же рекомендуется все линии выявлять точечным касанием, не торопясь, постепенно, пунктир за пунктиром, точка за точкой, двигаясь к цели.

Пошаговый процесс

Пирография — очень творческий и увлекательный процесс. Для начала надо собрать все необходимые инструменты и сделать эскиз. Понадобится пирограф или паяльник, различные насадки, наждачка, подставка для выжигателя. Сама технология выжигания рисунка довольно простая:

  1. На первом этапе надо определиться с деревянной основой. Если это фанера, то можно сразу начинать работу, но когда поверхность шероховатая или неровная — надо зашкурить её наждачной бумагой. А чтобы работа выглядела ярче, можно перед работой покрыть поверхность специальным лаком для дерева;
  2. Затем надо перенести рисунок. Для этого надо воспользоваться копировальной бумагой и аккуратно по контуру перенести изображение на дерево;
  3. Электровыжигатель необходимо хорошо разогреть. Держать его нужно, как обычную ручку или карандаш;
  4. Чтобы выжечь рисунок аккуратно, штрихи должны быть быстрыми и плавными, не надо подолгу проводить наконечником по одному месту. Начинать лучше с основных контуров и постепенно переходить на мелкие детали;
  5. Для лучшего результата можно визуально разбить рисунок на несколько частей и по очереди прорабатывать каждую;
  6. Когда изображение будет полностью готово, надо обработать дерево мелкой наждачкой и по желанию покрыть лаком.
Популярные статьи  Устранение трещин в деревянной мебели и реставрация поверхностей

Во время первого касания выжигателя по дереву может образоваться довольно крупная чёрная точка. Чтобы не допустить этого, существует небольшая хитрость — можно слегка подуть на кончик инструмента, и тогда она не появится и не сможет испортить работу.

Техника безопасности

Во время работы с инструментом для выжигания следует придерживаться следующим правилам:

  • Включенный инструмент берите только за рукоятку, чтобы избежать ожога. Прибор сильно раскален. Избегайте касания кончика с другими частями тела.
  • Кладите инструмент только на специальную подставку.
  • Голыми руками насадки менять нельзя. Используйте для этого плоскогубцы.
  • Не допускайте перегревание инструмента, иначе он быстро сломается. В процессе работы выключаете инструмент на некоторое время, а сами отдыхайте.
  • Не оставляйте без присмотра включенный прибор, даже на пару минут.
  • Если на приборе появились оголенные провода или другие повреждения, то рекомендуется заменить прибор. Такие повреждения очень опасны и могут привести к возгоранию.

Техника выжигания по дереву

Итак, вы подготовили дощечку с рисунком, пирограф, подставку под него, и готовы начинать. В этом разделе мы дадим несколько советов для начинающих, которые облегчат им процесс и помогут избежать ошибок.

  • Первый рисунок должен быть простым и небольшим. Так вы сможете оценить свои силы и способности к пирографии.
  • Дощечку следует располагать под небольшим наклоном и фиксировать. Выберите такое положение, чтобы до любого участка рисунка было легко достать.
  • Позаботьтесь и о том, чтобы вам было удобно сидеть, чтобы при работе не напрягалась спина и не затекала шея.
  • Пирограф-выжигатель следует включить заранее, поместив его на подставку. Как только он достиг нужной температуры – можно приступать к выжиганию.
  • Начинайте с внешних контуров рисунка, а второстепенные элементы оставьте на самый конец работы.
  • Работайте аккуратно, помните, что в этом деле ошибку исправить будет невозможно. Нельзя стереть уже выжженную линию. Разместитесь так, чтобы рука, в которой вы держите выжигатель, имела устойчивую опору.
  • Держите выжигатель как карандаш или ручку. Для получения толстых линий, ведите наконечник по дереву медленно. Для получения тонких – быстро. Если выжигатель раскален сильно, линии будут темнее. Если слабо – светлее.
  • Не забывайте время от времени отключать выжигатель во избежание его перегрева.

После окончания выжигания, готовый рисунок можно подкрасить, или же просто покрыть дощечку лаком, чтобы защитить от повреждений и гниения.

Кроме вышеперечисленного следует также помнить несколько моментов, касающихся насадок на выжигатель. С их помощью можно рисовать линии разной формы и толщины.

  • Во время работы на насадках появляется нагар. Его необходимо счищать с помощью шлифовальной колодки.
  • Насадки раскалены, поэтому во время работы брать их руками недопустимо. Используйте для этого плоскогубцы или пассатижи.

Выжигание на деревянных разделочных досках

Это еще одна вещь, которую можно недорого купить в хозяйственном магазине. Украшенная пирографическим орнаментом, такая доска станет прекрасным подарком. По желанию своего хозяина она может либо использоваться по назначению, либо украсить собой кухню. На представленных досках выжжены довольно простые изображения, к которым при желании легко добавить дарственные надписи.

Круглые разделочные доски также продаются в хозяйственных магазинах. Доска, представленная в книге, собрана из нескольких кусков очень твердого бука и потому непригодна для выжигания мелких элементов. Она украшена по ободку орнаментом из листьев, вверху и внизу которого оставлено место для надписи. Доска, например, из английского вяза стоит дороже и лучше подходит для выполнения пирографической работы с мелкими элементами.

К прямоугольной разделочной доске с помощью магнита можно прикрепить нож из нержавеющей стали. Это более дорогая и более интересная вещь по сравнению с описанными выше. Чтобы доска выглядела привлекательно, придется потратить некоторое время и постараться как можно удачнее расположить и выжечь рисунок на ней.

Эти статьи Вам тоже могут быть интересны:

  1. Выжигание сложных композиций. Повозка
  2. Выжигание сложных композиций. Дом
  3. Методы раскрашивания древесины при выжигании
  4. Делаем подарки и сувениры с помощью пирографии

Выжигание на фанере

Процедура выжигания по листу фанеры не имеет принципиальных отличий от процедуры выжигания по дереву. Преимуществом данного способа выжигания можно назвать доступность материалов. Фанеру можно купить в любом магазине строительных товаров по доступной цене. Кроме этого, по заказу покупателя, материал разделят на листы подходящего размера.

Пошаговый алгоритм выжигания рисунка на фанере выглядит следующим образом:

  • Расположите лист фанеры на рабочей поверхности и тщательно зачистите его от зазубрин и неровностей при помощи мелкой наждачной бумаги.
  • Растворите в воде комнатной температуры мел и пропитайте лист получившейся жидкостью.
  • После полного высыхания материала, нанесите на него эскиз простым карандашом.
  • Разместите пирограф на специальной подставке и включите в сеть. Дождитесь, когда он нагреется.
  • После достаточного нагрева прибора и готовности эскиза можно приступать к основной работе – выжиганию.

Работая пирографом, помните об элементарных правилах техники безопасности при работе с электрическими, нагревательными приборами.

ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ

Перед нанесением эскиза следует выбрать дерево под основу. Поскольку главный фактор работы с деревом – это его плотность, новичкам стоит остановиться на мягкой лиственной породе: ясене, тополе, липе.

Поверхность обязательно должна быть сухой и предварительно подготовленной. Для гладкой текстуры основы и плавного хода наконечника паяльника дерево при необходимости шлифуют мелкозернистой наждачкой и протирают от пыли.

Перевод рисунка на основу

Для лучшей прорисовки узора, тем более, если не умеешь рисовать, используйте эскиз. Создать его можно несколькими способами:

  • Прорисовать с помощью специальных трафаретов для декора;

  • Обвести эскиз карандашом через копировальную бумагу;

  • Обвести эскиз карандашом через графитовую бумагу.

Последний вариант очень рекомендуют практикующие выжигальщики. Говорят, что графитовая бумага в отличии от копировальной не оставляет след на дереве. Нужно пробовать – все познается в практике.

Поначалу бывает трудно определиться с орнаментом и конечным видом изделия. Интересные работы можно получить на обычном спиле дерева.

Такие небольшие, но необычные, узоры гармонично дополнят любой интерьер, выполненный как в классическом, так и в стиле «модерн». Для новичка это будет оптимальным началом: простым, чтобы попробовать, но эффективным, чтобы увидеть первые результаты.

Особенности техники: советы новичкам

Прежде чем браться за выжигание сложных композиций, стоит потренироваться на черновых дощечках. Пробуй различные штрихи, прямые и изогнутые линии.

Простые приемы пирографии включают следующие техники:

  • Контурная – нанесение точек и коротких штрихов, создающих единый силуэт;

  • Силуэтная – картинка выжигается сплошными, непрерывными, линиями;

  • Простое тонирование – создание участков затенения с помощью тонких штрихов и точек.

Для придания узору выразительности используют затенение. С помощью штрихов и точек с разной глубиной насыщенности выполняют штриховку в одном направлении.

Согласно законам создания художественной композиции, ближайшие элементы рисунка должны быть выполнены на несколько тонов темнее дальних.

К работе приступают после того, как подобран и перенесен рисунок, а наконечник паяльника нагрелся до нужной температуры. Неравномерное проявление цвета при выжигании говорит о том, что инструмент неисправен. Периодически (оптимально через 10 минут) инструмент необходимо отключать от сети, дав ему возможность полностью остыть.

Особенности выжигания

Исправить неверно нанесенные линии без потери качества рисунка невозможно. Для рисования сложных узоров нужен опыт, новички тренируются на базовых элементах (линии, геометрические фигуры и пр.).

Популярные статьи  Орехокол из дерева своими руками

Устранить допущенную ошибку все же можно – с помощью наждачной бумаги. Но зашлифовывать участок нужно аккуратно, стараясь не попадать на выжженные соседние элементы узора.

Ручку паяльника держат точно так же, как карандаш. Не стоит давить на паяльник или долго удерживать его в одной точке, если, конечно, нет цели выжечь черное пятно. Быстрыми плавными движениями получают сплошную тонкую линию.

Большую роль при выполнении рисунка играет и расположение древесных волокон. Удобнее вести паяльник вдоль. Если брусок был плохо обработан, а мастер выжигает узор поперек волокон, велики шансы получить черные следы или, зацепившись наконечником паяльника за вспушенное волокно, увести линию не в ту сторону.

Опытные мастера рекомендуют защитить выжженный узор финишным покрытием во избежание потери яркости. Дерево можно покрыть лаком или прокрасить пустые элементы рисунка, а затем также покрыть лаком.

Выбор лаков вариативен, и зависит только от личных предпочтений. Мы рекомендуем попробовать акриловый. Он не имеет резкого запаха, и может использоваться в жилых помещениях.

Виды выжигателей по дереву

Прежде чем приступить к делу, особое внимание стоит обратить на выбор выжигательного паяльника. Он бывает двух видов:

  • паяльник с твердым пером;
  • паяльник с проволочным пером.

Основное их различие — возможность регулирования температуры накала. Электровыжигатель с проволочным пером имеет блок, где можно выставить определенный нагрев “жала”, что очень удобно в работе с твердыми породами дерева. Однако стоит учитывать, что проволока такого прибора со временем изнашивается и перегорает, так что ее придется менять.

В паяльнике с твердым пером два основных недостатка: он долго нагревается и остывает; большое расстояние от рукояти до конца иглы усложняет работу.

Какой выбрать выжигатель по дереву

Критерии, на которые следует обратить внимание при выборе выжигательного аппарата следующие:

Длина “жала”. Из-за того, что прибор постоянно находится разогретым, длина рукояти может быть достаточно большой, что вызывает неудобство в работе. Таким паяльником сложнее управлять и практически невозможно аккуратно выжечь мелкие детали рисунка. Чем меньше длина “жала” — тем привычнее и проще будет им пользоваться.

Количество защитных пластин. От высокой температуры руку защищают специальные пластины, которые находятся на “жале” и сдерживают жар. Обычно их не более двух, однако и одна пластина вполне справляется со своей функцией.

Толщина держателя

Выбирая выжигатель по дереву для детей обратите внимание на толщину его держателя — она должна быть оптимальна, чтобы прибор удобно могла держать детская рука

Толщина шнура. Этот критерий опять же имеет значение только для ребенка. При длительной работе нагрузка, которую дает на аппарат толстый шнур, в разы физически усложняет процесс. Если же паяльник будет использоваться взрослым человеком, лучше покупать наоборот толстый шнур: его вес не будет заметно ощутим, а усиленная толщина обеспечит долгую жизнь выжигателю.

Мощность и температура нагрева. Мощность выжигателя не должна быть меньше, чем 30 ватт, температура — от 480 градусов. Если выбрать прибор для выжигания с показателями ниже, работа по дереву будет идти куда медленнее.

Отметим также, что, покупая паяльник в комплекте, не стоит обращать внимание на количество насадок. Стандартно их может быть до пяти, однако даже они не всегда будут использоваться

Поэтому переплачивать за большой набор нет смысла — при необходимости насадки можно докупить отдельно позже.

С чего начать?

Пользоваться выжигателем просто, но для получения красивых рисунков нужно обладать талантом и навыками. Основными рекомендациями является следующее:

  1. Перед непосредственным нанесением рисунка следует правильно выбрать дерево. Встречается большое количество различных пород, все они по-разному реагируют на воздействие температуры. Рекомендуется отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород: осина, тополь, липа.
  2. Некоторое дерево способно выдержать точечное воздействие температуры +250°C, другое воспламеняется при 120°C. Мягкость поверхностного слоя упрощает движение жала.
  3. Поверхность, на которой выжигается рисунок, должна быть предварительно обработана. Даже незначительные дефекты могут стать причиной, по которой наконечник случайно вильнет.
  4. С помощью трафарета и карандаша проводится нанесение контурных линий. Художники могут нанести эскиз вручную. Сложные рисунки наносятся при помощи копировальной бумаги.

Для размещения инструмента создается подставка из негорючего материала. Часто используется керамическая тарелка или стакан. Керамика способна переносить воздействие высокой температуры на протяжении длительного периода.

Как правильно работать?

Прежде всего необходимо обеспечить хорошее и правильное освещение. Если работы будут делаться на улице, то правильно установленные уличные световые опоры помогут с этим.

Рабочий инструмент напоминает простой карандаш с широкой рабочей частью. Поэтому проводимая работа практически не отличается от рисования по бумаге за исключением того, что рабочая часть раскаляется перед применением. Весь процесс делиться на несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Она предусматривает выбор древесины, на которую будет наноситься рисунок. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Есть возможность сделать дощечку гладкой путем ее обработки наждачной бумагой.
  2. Нанесение рисунка. Для тех кто создает рисунки карандашом, задача будет простой. При отсутствии соответствующих навыков подходящий рисунок распечатывается, после чего наносится на дощечку при помощи трафаретной бумаги.
  3. Выжигание. После разогрева рабочей части инструмента можно приступить к выжиганию. Ручка инструмента, если она имеет небольшую толщину, берется как карандаш. Несложные рисунки начинаются с нанесения контуров, прямые линии создаются быстрыми движениями без оказания сильного давления. Если несколько линий расположены в непосредственной близости, их следует наносить с некоторой задержкой, которая требуется для остывания. Оттенок меняется путем установки подходящей мощности. Также для получения сложных рисунков проводится смена насадок.

Первые шаги

Итак, вы решили заняться выжиганием по дереву (пирографией). Или, возможно, заинтересовать этим видом искусства своих детей. Для этого вам нужно правильно выбрать две вещи – инструмент и рабочую поверхность.

Выбор инструмента

Инструмент – специальный паяльник, называемый пирографом. Самый простой пирограф, который подойдет для начинающих, имеет простое же устройство. Он состоит из понижающего трансформатора и деревянной или пластиковой ручки. К нему может прилагаться набор разнообразных насадок для создания сложных узоров. Это может быть более профессиональный, купленный отдельно пирограф. А может – подарочный набор, в который входят и инструмент, и дощечки с рисунками, и подробная инструкция. Или, как сейчас принято говорить, мастер-класс.

Если в наборе нет нужной вам насадки, вы можете изготовить ее самостоятельно, используя нихромовую проволоку. Также, если в комплекте нет подставки под пирограф, приспособьте что-то в качестве подставки до начала работ. Это может быть, например, керамическая тарелка или кружка. Словом, нечто из жаростойкого и негорючего материала, куда можно положить или поставить паяльник-пирограф.

Выбор древесины

У разных пород древесины разная температура воспламенения, плотность и прочие показатели. Лучше всего подходят для выжигания дощечки или изделия из мягких лиственных пород. Например, из тополя, осины или липы. В любом случае учтите, что чем мягче дерево, тем проще выжигание на нем.

Кроме этого, необходимо подготовить поверхность перед тем, как начинать выжигать. Она должна быть идеально ровной. После этого можно перенести на дощечку рисунок. Для этого используют трафареты или рисуют карандашом под копирку. Если вы умеете рисовать, можно просто нарисовать рисунок самостоятельно.

Еще один вариант переноса рисунка – скопировать его на тонкую папиросную бумагу, после чего зафиксировать ее на дощечке. Выжигать можно прямо через папиросную бумагу, а по окончанию работ просто убрать ее остатки. Этот способ защитит дощечку от загрязнения копировальной бумагой.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Выжигание по дереву на разделочной доске: инструменты, правила, эскизы
Рукоять для отвертки из древесины